Логопедический центр в Калачинске "Говорим правильно"
погода
РАДИО
Оконешниковское радио "Радио-Оконеш"
Winamp, iTunes Windows Media Player Real Player QuickTime
ОПРОСЫ

Верите ли вы в обещания партии "Единая России"?

Посмотреть результат

Загрузка ... Загрузка ...
Новые объявления

История деревни Вознесенка

Вознесенка

Сегодня мы совершим экскурс в прошлое Андреевского сельского поселения, на территории которого располагалась когда-то деревня Вознесенка. Жителям Оконешниковского района также будет интересна эта история, поскольку прошлое Вознесенки и Оконешниково переплетается.

Не зря говорят: человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. А знать историю края, места, где ты родился и вырос, также необходимо, как и корни своей семьи. Порой мы знаем больше о Древнем Риме, мифологических  персонажах и фараонах, чем о людях, живших и живущих на земле Оконешниковской, о исчезнувших, по стечению обстоятельств, деревеньках. А ведь это все наше родное, то, что «не купить и не отнять».

       В 60-70 годах прошлого столетия правительство СССР проводило неоднозначную политику укрупнения населенных пунктов и предприятий, которая  коснулась нашего региона и внесла свои изменения в его географию и экономику.

       В результате множество сельских предприятий и деревень исчезло с карты нашей страны и в частности с карты нашего района.Деревня-Вознесенка

      Именно такие преобразования в большой степени коснулись жителей современной территории Андреевского сельского поселения.

   Укрупнение населённых пунктов привело к гибели процветающей д. Вознесенка.

       Сейчас мы, к сожалению, не можем пройтись по широким и опрятным улицам Вознесенки, которые утопали в зелени. Мы не можем попробовать знаменитой вознесенской колодезной воды, которой по вкусу никогда не было аналогов в нашем крае. И мы считаем необходимым попытаться воссоздать хотя бы на бумаге то, что мы уже никогда не сможем увидеть. Ведь нельзя забывать свою историю, тем более ту, которой жили и которую создавали наши отцы и деды.

ГЛАВА 1. ЗАСЕЛЕНИЕ СИБИРИ

       Сибирь во все времена считалась богатым краем, краем необъятных  просторов и именно этим привлекала торговых людей и землепроходцев. Многие из них оставались в Сибири на постоянное место жительства, тем самым заселяя ее.

       Заселение Сибири происходило медленно и имело волнообразный характер, поскольку надлежащих условий для переселенцев создано не было и переселение фактически производилось на свой страх и риск. Самым массовым сословием, переселявшимся в Сибирь, было крестьянство.  Переселение давалось трудно: не было специальных пунктов, где крестьяне могли бы остановиться на ночлег, получить медицинскую помощь. Некоторые умирали по пути следования. Жизнь переселенцев была тяжелой, но это не останавливало и не понижало надежды крестьян на лучшую жизнь.

«Всю дорогу переселенцы проводят под открытым небом, ночуя в поле, чтобы не платить за ночлег, а лошадям иметь подножный корм. В пути рожали, останавливались где-нибудь, чтобы окрестить младенца и снова в путь», – пишет о переселенцах Гуревич, наблюдавший их жизнь в пути.

       Так описывает жизнь переселенцев газета того периода «Тобольские [губернские] ведомости»:

 «Переселенцы прибывают в Сибирь бедняками. Истратясь дорогой и распродав все, они должны жить первое время личным трудом. Избрав село, они выпрашиваются к кому-либо из старожилов за малую плату или вовсе даром на квартиру и помещаются, обыкновенно, в какой-нибудь полуразвалившейся избушке, а иногда и сами плетут себе из хвороста лачуги, забивают глиной и в таких условиях проводят первые годы. Устроив свое первое жилище, семья переселенца начинает жить заработками. В первое лето мужчины и женщины, старый и малый, одним словом, всякий кто только в состоянии, стараются зарабатывать. Не только взрослые идут работать, не только подростки 12-13 лет, которые зарабатывали за лето до 5-10 рублей, а в зиму по 3-4 рубля, но даже девочек раздают в няньки, более взрослых за 2-3 рубля, а совсем маленьких за хлеб. Чтобы купить хозяйство, нужно было около 200 рублей. До 1895 г. помощи от государства не было, только потом стали давать по 50-100 рублей на семью». 

Семья переселенцев на фоне временного жилища

Семья крестьян-переселенцев на фоне временного жилища

Освоение и заселение нашего края началось в начале XIX века, а второй крупный период заселения и образования новых деревень пришелся на его  конец. Именно в конце 19 в. предки всех оконешниковцев начали массово заселять земли Оконешниковского района.

Массовое пересеение производилось выходцами с Украины, центральной России, Прибалтики. В 1891 г. латышские крестьяне основали Елизаветинку, в 1894  русские заселили Чистово, в 1895  эстонцы –  Золотую Ниву, украинцы – Миргородку и Куломзино, а в 1896 русские –  Мариновку и Вознесенку.  Именно об истории Вознесенки, располагавшейся на территории ныне существующего Андреевского поселения, будет идти речь в нашем историческом экскурсе.

Вначале поговорим о истоках основания.

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЕ ДЕРЕВНИ ВОЗНЕСЕНКА

    Вознесенка была основана на юго-востоке нынешнего Оконешниковского района.

    Рассказывают, что несколько семей переселенцев из центральной России обосновались на плодородной земле в окружении лесов. По рассказу Звековой А.А. можно воссоздать картину освоения:

«Мой дед [по матери] рассказывал, что сначала мало кто пришел на эту землю, а потом, как освоились, деревня стала разрастаться. Сначала жили все в одном большом доме (как база): родители, он с тремя братьями, их жены и двенадцать детей. Жили, пока каждому дом не построили. Дома строили из пласта или литые. Хозяйство было общим».

                 Образовавшийся населенный пункт изначально имел название «Чульман», назывался так по близлежащему озеру.

       Первыми жителями был вырыт колодец глубинной 20 м, который был всегда главноКолодец Вознесенкай достопримечательностью Вознесенки, вода в нем была необычайно вкусна. Дядя автора говорил, что по вкусу вода ему напоминала белорусскую   колодезную воду. За этой водой один из маяковских председателей регулярно посылал своего водителя. Несмотря на то, что в 1962 г. была построена «бурилка» (буровая скважина для забора воды),  колодец не утратил своего назначения. Из бурилки брали воду для нужд фермы, а еще, поставив большой чан, использовали как купальню. Купаться приезжали из близлежащих деревень. Еще были личные колодцы во дворах. Их воду использовали для полива и стирки.

       Поселок Чульманский позже стал называться деревней Вознесенка, когда именно и почему – выяснить не удалось. Но можно предположить, что это название принесли с собой следующие переселенцы  из какого-нибудь села Центральной России с аналогичным  названием, т. к. известны подобные случаи.

ГЛАВА 3. ВОЗНЕСЕНКА ПОСЛЕ 17 ГОДА

       После Октябрьской революции крестьянство как всей станы, так и Вознесенки получило бразды правления в собственные  руки. Крестьяне выбирали местных депутатов-самовыдвиженцев. Но в впервые годы депутатами становились более зажиточные и влиятельные крестьяне. Позже они были подвергнуты политике «раскулачивания».

       Вознесенцы несмотря на все тяготы  продолжали растить детей, сеять и пахать землю, выполнять в срок Госпланы. После  1917 г. в Вознесенке  была открыта школа в доме одного из «помещиков» (видимо, дом одного из крепких крестьян, т.к. помещиков как таковых в Вознесенке не было), другой  такой дом оборудовали под Сельский совет.

  По переписи 1920 г. в Вознесенке проживало 436 человек. Земель 2496 десятин, из них 570 неугодных. 

       Деревня продолжала разрастаться, образовалось две улицы. Улицы были прямые и длинные. Дома  строили из  пласта   или литые из глины. Поставят стены, накроют, настелют из чего-нибудь крышу, рядом ставят большой стол на всех строителей и отдыхают после стройки. Все дома были личные, совхозных Вознесенка доматри дома построили уже в 60-х годах. Дома были одноквартирные  двухкомнатные с русской печкой посредине дома. Из воспоминаний Хрущ А.Р.:

«Дома были все беленькие (извести не было – белили беляком.), а завалинки обязательно красные – глиняные. У каждого был свой сад».

       Вознесенцы, помимо ухода за своими садами, имели домашнее подворье. В особенности было  много гусей. В каждом дворе по 25-30 голов. Много держали кур. А вот коров и свиней по одной во дворе.

       Когда по всей стране происходила коллективизация, не стала исключением и  Вознесенка. Звекова А.А. вспоминает:

«Как-то раз я спросила у бабушки: что такое «коллективизация»?  Она мне ответила: «Ой! Даже не спрашивай, вспоминать больно».

       В дальнейшие годы становление хозяйства было тяжелым. В 1931 г. был образовВознесенка колхоз2ан колхоз им. Шевченко. И  в 1935 г., на момент передачи колхоза в образовавшийся Оконешниковский район, хозяйство насчитывало 85 дворов; 358 жителей; 198 человек трудоспособных. 

       Было занято земель:

  • - 508 га яровыми культурами
  • - 447 га зернобобовыми
  • - 46 га техническими культурами;

       Валовый сбор зернобобовых составлял 5,2 ц/га.

       Колхоз имел поголовье животных в следующих количествах (4): коровы – 316, волы – 66, лошади – 37, овцы – 82.

       Таким образом, на 198 трудоспособных человек приходится 1001га посевных площадей и 501 голова животных.  В колхозе было достаточно большое поголовье крупного рогатого скота, что позволяло сдавать молочную продукцию на Мариновский маслосыркомбинат.

       16 октября 1935 года был составлен акт на вечное пользование землей.

       Распределение в денежном выражении на один трудодень составляло: 0.5 руб.; 0.8 кг зернобобовых,  деньгами – 0.3  руб.

       Годовой заработок, выплачивался только в конце года и в среднем составлял 109 рублей 50 копеек  и 292 кг  зернобобовыми.

       Государству сдавали всю производимую продукцию. До 1940 г. в госзаказ не входила птица и свинина. В связи с расширением ассортимента принимаемой продукции в Вознесенке начинаетСвиньи колхоз Вознесенкася разведение свинопоголовья. Свиноферма была небольшой. Из воспоминаний бывшей жительницы Ушаковой М.И.:

«В клетках всегда было чисто, стены ежедневно подбеливались. Кормили свиней только вареными продуктами. Стоял большей котел – в нем и варили, добавляли свеклу и турнепс».

       В Вознесенке была колхозная ветряная мельница. На ней мололи муку, жали масло подсолнечное и рыжиковое. Из воспоминаний бывшего Юдиной Е.А.:

Мы ребятишками были, помню, прибежим каждый с рюмочкой, нам нальют  рыжикового масла – вкусное, чуть ли не деремся». Еще была ручная мельница, собственная, у Дьяченко. Стояла в амбаре, с человеческий рост.  Когда нужно было муки намолоть, а ветра не было, приходили к нему. За одно ведро он брал «гарец» (литровая кружка), ну а если несколько мешков, хозяин назначал «цену» сам.

ГЛАВА 4. ВОЗНЕСЕНКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

       После войны хозяйство было истощено, сократилась рабочая сила. Пленум ЦК принял решение об улучшении сельского хозяйства. В районе было организовано 4 МТС (машинно-тракторная станция), из мелких колхозов создавались более крупные. Были повышены цены на сдаваемую государству продукцию. Благодаря многим усилиям  хозяйство колхоза им. Шевченко постепенно росло, но жизненный уровень колхозников оставался низким.  И к 1952 г. колхоз  пришел с такими результатами: 172 двора, 595 человек. Имелись здания:

  • сельского совета,
  • клуба,
  • ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта),
  • магазина,
  • начальной школы.

       Посевных площадей было 2735 га, увеличилось более, чем в 2 раза по сравнению с 1035 гколхозы Вознесенка3одом.

     Яровыми культурами было занято 1396га,  зернобобовыми – 1333 га,  остальными культурами – 63га. Валовый сбор зернобобовых – 4,1 ц/га.

   Рассмотрим количественный состав колхозного поголовья животных на 1952 год.

       Поголовье скота в 1952 году (1173) увеличилось по сравнению с 1935 годом более, чем в 2 раза. Однако в хозяйстве преобладают уже овцы, что было связано с переспециализацией колхоза.

       Распределение на один трудодень в денежном выражении составляло  0.45руб.  Годовой заработок на одного рабочего составлял 164.25 руб.

       Трудностью колхозной жизни было то, что денег колхозникам не платили. Не было выходных и отпусков. Но жизнь облегчал магазин. По опросам выяснилось, что  магазин был уникален тем, что продукты отпускались не за деньги, а за натуральный эквивалент. Таким образом, за три  яйца можно было купить  сахара,  мыла и 0.5кг «голышей» (конфеты без обертки). Еще смело можно было идти в магазин, набрав ягод, грибов, пшеницы, овса. В 1964 году был большой урожай зернобобовых. Следовательно,  колхозники могли позволить себе крупные покупки – в магазин были завезены железные кровати, самодельные крашеные табуреты.  Из воспоминаний Звековой А.А.:Колхозники Воскресенка4

«В магазин зайдешь – там мебель. А что, пшеницы много – вот и смели все кровати  да табуретки».

       Школа, несмотря на большое количество детей, так и оставалась начальной. Работала учительницей Хрущ А.Р. (Таньшина в девичестве). Чтобы учиться дальше, приходилось одно время ходить в Мариновку, потом в Крестики – туда отвозили на лошади, а обратно пешком. Старшие классы нужно было заканчивать в Черлаке (60 км) Многие бросали школу, не доучивались.

Из воспоминаний Звековой А.А.:Вознесенка школа

«В Крестиках мы поселялись на квартирах за плату, а я с братом жила у одного деда. В семье платить денег не было – мы ему по хозяйству помогали (управлялись, садили и копали картошку) Закончила 7 классов, бросила учиться – матери надо было помогать».

Из воспоминаний Хрущ А.Р.:

«Мы когда в Черлаке учились, так нам захотелось домой, и мы решили – на выходных пойдем домой, пешком. Вышли мы, несколько человек, рано утром, была зима, но не холодно, и пошли. С нами еще женщина привязалась, у нее были с собой хлеб и сало. Шли мы весь день, как черти устали, пришли домой только вечером, потемну».

       Население Вознесенки изменялось год от года. Много людей уезжало из деревни, но также много приезжало. Если проследить изменение количественного состава населения д. Вознесенка с 1958 по 1975 гг., можно сделать вывод, что в 1961-63гг. население увеличилось. Это связано с тем, что в 1960 году решением райисполкома  Андреевка, Вознесенка. Мариновка, Маяк перешли в подчинение Любимовского сельского совета и присоединены к совхозу. Колхоз им. Шевченко в 1961 г. ликвидирован. Уровень жизни в совхозе был значительно выше уровня жизни в колхозе, т.к. в совхозе зарплата выплачивалась ежемесячно, трудовая неделя у рабочих длилась пять дней вместо колхозной полной рабочей недели. Также предоставлялся ежегодный месячный отпусколхозы Вознесенка_5к, чего в колхозе не было.

       Прирост населения за счёт новорождённых за период с 1958 по 1975 гг. можно проследить. Мы видим, что пик рождаемости приходится на  период образования совхоза – это еще раз говорит об улучшении уровня жизни людей.

       Именно из-за отсутствия возможности получения среднего образования вознесенцы разъезжались. Разъезжались, несмотря на то, что когда-то родились здесь и выросли. Несмотря на то, что любили эти улицы, чистые, утопающие в садовых насаждениях. Если проанализировать количество уезжающих и приезжающих за  период с 1958 по 1985 гг. , становится понятно, что абсолютный максимум выбытия приходится на 1961-63 гг. Причиной дальнейшего уменьшения населения (со слов самих бывших вознесенцев) было отсутствие хотя бы неполной средней школы. Ведь не каждый родитель захочет отправлять своего ребенка на неделю или месяц в чужое село без присмотра. Поэтому и уезжали в те места, где таких проблем не было.

       Вознесенка была многонациональной деревней, никогда не было никаких столкновений между жителями  на национальной основе. Из воспоминаний жителя:

«Жили все дружно, никогда никто не ругался, не скандалил. Рядом жили русские, казахи, немцы, чуваши и никто не различал: наш – не наш».

       Сопоставив национальный состав Вознесенки с 1958 по 1975 по годам мы видим, что в Вознесенке всегда преобладало русское население. Также стабильно проживало небольшое количество казахов и украинцев.

ГЛАВА 5. РАСФОРМИРОВАНИЕ ВОЗНЕСЕНКИ

       Именно в период с 1961 по 1963 гг. Вознесенка достигла своего расцвета и приобрела очертания,  примерно указанные на плане.

колхозы Вознесенка_6Приказом Министерства сельского хозяйства от 26.10.1966 № 400, приказом областного управления сельского хозяйства от 12.12.1966 № 107   вновь образовали Андреевский совхоз, куда вновь вошла д. Вознесенка. В этом же году в Вознесенке были построены новые базы для коров. Они заменяли прежние –  деревянный каркас, забитый соломой, как ни странно, но в такой конструкции даже в сильные морозы было тепло. Но все эти преобразования не могли остановить миграцию населения – вознесенцев становилось все меньше и меньше.

       В конце 60-х – 70-х проводилась политика по укрупнению населенных пунктов за счет расформирования малых деревень. И Вознесенка в сложившейся ситуации подверглась расформированию. В период с 1973 по 1975 гг. количество населения составляло около  180 человек.

       В 1974 г. в Вознесенку была направлена районная делегация, в компетентности  которой было решение о расформировании деревни. Работавший тогда в совхозе «Андреевский» водителем, Радченко В.П. рассказал, что эта комиссия признала Вознесенку «неперспективной деревней», и принято было решение о расформировании хозяйства. Это заключение не заставило себя ждать, и уже в 1974-1975 гг. забрали коров и большую часть овец.

     В 1975 г. вознесенцы больше не могли обратиться за медицинской помощью, т.к. был закрыт ФАП (фельдшерско-акушерский пункт):

«Распоряжение

15.10.1975г.

Уволена гр-ка Ушакова М.В. с должности санитарки Вознесенского ФАП с 15.10.75г.

Основание: в связи с закрытием ФАП в деревне Вознесенка.

Председатель исп. с/совета:  Радченко А.Н.»

       Всем вознесенцам, желающим переехать, предоставлялось жилье на территории Андреевского совхоза, а тем, кто уезжал за пределы совхоза,  выплачивались деньги. В таких условиях уезжающих) было меньше, чем, например, в период с 1961г по 1963г. Но приезжающих не было вовсе, потому что ехать в Вознесенку не было смысла,  т.к. не было соцучреждений и работы. Отток жителей не прекращался, и уже по данным переписи 1979 г. в д. Вознесенка проживало всего 77 человек.

       В 1980 году была закрыта начальная школа, о чем свидетельствует следующий документ:

«Распоряжение № 26 15.08.1980г.

В связи с закрытием Вознесенской начальной школы уволить техничку Клюеву Е.П. с 15.07.1980г. Основание: выписка из приказа № 98 по Оконешниковскому РОНО.

Председатель исп. с/совета: Николаев Н.В.»

Вознесенка Чабан        В 1981 г. и вовсе осталось три семьи. Юрченко П.П. рассказал: «Главы семей работали чабанами: на территории Вознесенки еще оставалось две отары овец. В 1982 году Ивану Горошинскому предложили квартиру в д. Мариновка и он переехал. Потом уехал еще один чабан. И только в 1983 г., когда последних овец забрали, последняя семья Михаила Горошинского переехала к брату в Мариновку».

      Так на 1983г. закончилась  история Вознесенки.

          В 1989 году решением Оконешниковского районного Совета народных депутатов от 08.02.1987 № 281 д. Вознесенка была исключена из учетных данных.

Реклама автомобилей_650x100(PRJ1197)

Комментарии (16) на “История деревни Вознесенка”

Смотреть все комментарии
  • admin admin пишет:

    Если думаете, что речь идет о всем известном в Оконешниково певце, то это не так) Думаем, интриге и неожиданности все же быть.

1 2

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

ОдноклассникиВконтактеМой мир
Поиск